«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Одинокий человек

«В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом страданий и смерти. Он испил до дна ту чашу, которая была уготована Ему. И пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, — одиночество и оставленность. Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном. Он был один на суде первосвященников, один на допросе у Ирода, один на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу... Случайный прохожий, а не любимый ученик, помог Ему нести крест. Один Он был на кресте... Один умирал, оставленный всеми. На кресте Иисус взывал к Отцу своему: «Боже, Боже мой, для чего Ты оставил меня?» — в этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека, боль всякого, кто чувствует, что он одинок, и кому кажется, что он оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее — когда тебе кажется, что и Бог покинул тебя. Когда непреодолимая стена встает между Богом и тобой и Он словно не видит, не слышит, не замечает тебя...» (Митрополит Иларион (Алфеев))

Чувство одиночества — одно из самых мучительных человеческих переживаний. Тоскливое ощущение пустоты и оставленности... Его сложно описать конкретными словами. Ощущение, что ты один во всем этом огромном мире...

Одиночество называют болезнью XXI века. Количество обращений к специалистам по поводу одиночества растет год за годом, и особенно это распространено в больших городах. Сложно утешить человека, которого предал лучший друг, успокоить безутешную вдову, пожалеть отданного в детский дом ребенка. Но среди нас бывают и те, кто чувствует себя одиноким, имея и семью, и родных, и близких, и друзей. Почему мы чувствуем эту тоскливое чувство, от которого порой хочется выть от отчаяния? Попробуем разобраться.

Нехорошо быть человеку одному (Быт. 2: 18) — сказал Господь, сотворив первого человека. Бывают моменты, когда радость или печаль постигли тебя, но не с кем поделиться этим, и от этого становится тяжело... Бог дал Адаму жену — и человеку стало легче и лучше жить, ведь теперь он не был один, он получил свое дополнение в лице другого человека. Вот так и каждый из нас стремится к душевному общению, к поддержке и пониманию. Но человек, у которого даже есть жена и дети, все равно порой не может найти успокоения. Как ни банально это может звучать для современного, идущего в ногу со временем, человека, но корень проблемы кроется в самом человеке, а точнее, в его греховной составляющей. Истина проста и стара как мир: «Хочешь изменить ситуацию, начни с самого себя».

«Многим я кажусь жестким и строгим. Это из-за того, что меня часто била жизнь», — оправдывает себя некий человек. Но разве другие виноваты, в том, что вас побила жизнь? Находясь в состоянии внутреннего одиночества, человеку трудно совладать с собой. Куда проще в такой ситуации «заесть или запить» свое одиночество. В таком состоянии люди пристращаются к алкоголю, наркотикам, азартным играм, не всегда отдавая себя отчет в том, что это лишь кратковременная иллюзия счастья. В итоге может наступить и совершенно трагический конец человеческой жизни...

В состоянии уныния, а оно сродни одиночеству (симптомы, как говорится, те же), святые отцы советуют ни в коем случае не искать никакой замены своему чувству, потому что это состояние вернется к человеку, который стремился убежать от него. Необходимо научиться бороться с этой страстью, как и со многими другими. Но, как и в любой другой страсти, в этом состоянии есть свои корешки, которые необходимо вырывать. И вырвать их под силу каждому из нас. Когда человек борется со своим грехом, если ищет Христа и соединяется с Ним — тогда лишь можно преодолеть одиночество, как и любую другую трагедию в своей жизни.

Иногда чувство одиночества связано с тем, что человеку хочется, чтобы ему уделяли как можно больше внимания, чтобы любили только его одного, а сам он при этом не умеет жить жизнью других людей, не стремится научиться любить по-настоящему. Святой праведный Иоанн Кронштадтский дал нужный совет святому праведному Алексию Мечеву, когда тот скорбел, потеряв матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, для Бога, он кардинально меняется — и с таким человеком всегда интересно общаться другим людям. Ведь такой человек добр, весел и всем в своей жизни бывает доволен. Он преисполнен любовью к другим людям. Рядом с таким человеком всегда чувствуешь мир и покой. Считается, что если человек с упованием на Бога стойко переносит все посланные ему скорби, то это вменяется ему в мученичество. Но что же мешает каждому из нас побороть находящее на нас уныние от собственного одиночества?

Одна из причин внутреннего одиночества — это привычка осуждать. Осуждающий человек, всем и всеми вокруг недоволен. Бороться с этой греховной привычкой, помогает одна простая формула: «Мне — нельзя, ближнему — можно». Так учат святые отцы. Если мы чувствуем неприязнь к кому-либо, это не значит, что у кого-то скверный характер или кто-то внешне уродлив, это значит, что душа наша больна. Кто-то неприветливо взглянул на нас, кто-то в чем-то укорил, кто-то рассердил, и в итоге мы обиделись на этих людей и примириться с ними не спешим. И как следствие: не только не приобретаем новых друзей, но и теряем старых. Взаимная неприязнь проходит так же скоро, как и приходит. Нужна лишь малость — на хмурый взгляд ответить приветливой улыбкой.

Еще одна страсть, ввергающая человека в бездну одиночества, — это обидчивость. Известно, что когда человек пребывает с Богом, то он всем доволен, он не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют. Человек обидчивый не может стерпеть даже мягкого замечания. И занят такой человек только собой: «Меня не поняли, меня оскорбили, меня обидели». Бороться с этой страстью нелегко. Необходимо учиться сдерживать себя в этом чувстве. Для нас в этом случае есть пример других людей — святых угодников Божиих. Ведь невероятно представить, чтобы они могли на что-то или кого-то обидеться.

Также чувству внутреннего одиночества предшествует грех тщеславия. Когда окружающие тебя люди интересуются тобой, любят тебя и уважают, тогда не трудно быть веселым и доброжелательным. Каждому человеку в большей или меньшей степени хочется, чтобы им интересовались и восхищались. Но лишь стоит другим людям перестать обращать на нас внимания, как в связи с этим нередко падает уровень нашей самооценки, что неизбежно ведет к унынию. Необходимо запомнить, что мы не центр Вселенной для других людей.

Наряду с тщеславием прочно привязывает нас к одиночеству зависть. Нам часто кажется, что кого-то любят сильнее, у кого-то больше денег, кто-то более талантлив... Возможно, наши подозрения имеют конкретные основания и порой совершенно очевидны, но не стоит забывать, что каждый человек — это целый мир, прекрасный и удивительный, и таким его создал Творец, а значит, так должно быть. И как все-таки прекрасно жить рядом с такими замечательными и талантливыми людьми.

Чувство зависти нередко рождается от излишней самонадеянности. А когда мы рассчитываем лишь на свои силы, то очень часто терпим неудачи. От этого мы впадаем в уныние и нередко замыкаемся в себе. Это похоже на то, как человек взваливает на свои плечи огромный кусок скалы. Он пытается нести его, но кусок слишком тяжел и к тому же очень острый по своей форме. Он ранит человека и тянет к земле, и долго человек нести его не сможет... Глупо надеяться только на свои силы и еще глупее унывать, когда что-то пошло совсем не так, как ты планировал. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога — и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога — и плохое прекратится»... «...Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние часы Своей жизни. Если близкие твои или ученики твои отвернулись от тебя, если ты подвергся незаслуженной клевете, если против тебя лжесвидетельствуют и объявляют тебя повинным смерти... Вспомни, что Сам Господь прошел через это. Если тот, кто жил с тобой под одной крышей, причащался от одной Чаши, ел твой хлеб, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, если этот человек предал тебя, вспомни, что и Господь пережил это. Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, если близкие твои не хотят разделить его с тобой, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути. Если волна богооставленности накрыла тебя с головой и кажется тебе, что Бога нет, что Он отвернулся от тебя или что он не слышит тебя, то не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот опыт: страшный и горький. Если осуждают тебя и оскорбляют, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают к кресту и вместо воды дают горькую желчь... Молись за распинающих тебя, ибо они не знают, что творят. Возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы мы не были одиноки. Был оставлен, чтобы мы не были оставлены. Прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижения, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании нашем мы чувствовали, что мы не одни, что наш Спаситель с нами до скончания века» (Митрополит Иларион (Алфеев)).

Автор статьи: Ольга Александрова

http://obitel-minsk.by