«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Преподобный Сергий Радонежский — счастливый человек

Сегодняшний день отмечен двойным торжеством. 18 июля Православная Церковь чтит память преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и празднует обретение честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Промыслительным оказалось то, что Великая Княгиня Елисавета отошла ко Господу в день именин своего супруга, Великого князя Сергея Александровича, небесным покровителем которого и являлся Преподобный Сергий Радонежский.

Что можно сказать об этом кротком и смиренном святом, просиявшем в русской земле? После него не осталось ни одной строчки. Впрочем, Преподобный Сергий Радонежский и при жизни сторонился откровенного учительства. Христианскую проповедь он нес собственной жизнью, оставив после себя удивительных учеников…

Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди в день памяти этого святого называет его счастливым человеком: «Чтение жития Преподобного Сергия убеждает каждого, что это был действительно великий человек. Это был счастливый человек. Преподобный Сергий никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни: и когда он жил в одиночестве в темном лесу, начиная созидать эту святую обитель; и когда он, не понятый братией, должен был удалиться из этой обители и жил как бы в изгнании от своих собратьев; и в те времена, когда величайшие опасности окружали и Церковь, и страну. Нигде не отмечено, что он был чем-то недоволен, раздражен или гневался, пытаясь человеческими силами что-то поправить. Житие свидетельствует нам о мудром, духовно сильном, прекрасном человеке — действительно, величайший для нас пример.

Что помогает понять тайну такой жизни? С чего начинается, чем поддерживается такой образ жизни? Замечательные тексты Священного Писания мы читаем в связи с памятью преподобных отцов. Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея, которые звучат на утрене: Придите… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем... А что дальше? ...И обрящете покой душам вашим (Cр.: Мф. 11: 28–29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, но ведь покой и есть синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром — кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. И современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные чувства по отношению к другим людям.

Например, всем хорошо известно чувство зависти, которое лишает человека покоя. Завистливый человек ищет пути наказать того, кто вызывает зависть, чтобы лишить его положения, денег, семейного благополучия либо уважения со стороны других. Реализация этого стремления требует действий: нужно построить некий план, может быть, нужно взять кого-то в единомышленники, нужно организовать целую стратегию борьбы. Но где же здесь покой? Мука, горе! А если что-то срывается, такие люди руки себе грызут, от злости слезы вытирают.

А иногда бывает так, что человек вовсе и не завистливый, а просто жизнь другого человека ему не нравится. Ему кажется, что он лучше сделает, чем тот. И снова начинается борьба, от скрытых интриг переходящая к открытым действиям.

Если с другой стороны посмотреть на обычный человеческий конфликт — иногда бывает так, что кто-то нас обидел, плохо о нас сказал, выразил с нами несогласие, даже начал вести против нас некую борьбу — что обычно мы делаем? Мы концентрируем свои силы для того, чтобы нанести удар такому человеку, чтобы ослабить возможные опасные по отношению к нам действия. Мы размышляем, теряя всякий покой, пытаемся искать союзников; порой публично, а в наше время и через средства массовой информации озвучиваем нашу позицию, включаемся в спор, в конфликт.

Всего этого делать не следует, если мы хотим быть счастливыми. Если мы хотим иметь покой, нужно научиться наших противников и врагов предавать суду Божию. Если мы чувствуем свою правоту, то первое, что должно быть присуще нам в опасной жизненной ситуации, — убеждение в том, что только Бог является подлинным судией. Он прозревает глубины человеческого духа, и если тот или иной человек действительно становится нашим врагом, а мы того не желаем и поводов не даем, то нужно крепко молиться за этого человека и просить, чтобы свершился суд Божий, а не суд человеческий».

Таким образом, благодаря примеру этого кроткого подвижника мы можем разглядеть свой собственный путь к счастью, который на самом деле намного проще, чем кажется любому из нас…

Подготовила Ксения Веснова