«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Беседа на притчу о блудном сыне

На примере притчи о блудном сыне Господь раскрыл нам тайну бесконечной любви Бога к своему творению, всепрощающей любви родителей к детям, любви каждого из нас к ближнему. Если благодарить Бога любовью за его бесчисленные благодеяния мы в состоянии, то «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 39) у нас получается далеко не всегда. Если и кровный брат блудного сына приревновал и с упреком и без радости воспринял его возвращение, то что говорить о нас, таких разных и далеких друг другу.

Как же нам полюбить своего ближнего? Как исполнить вторую, после любви к Богу, заповедь Христову? Прежде всего, нам необходимо постараться рассмотреть за внешним видом человека его внутреннюю, глубинную и, чаще всего, скрытую, потаенную суть. Нам нужно заглянуть туда, где в каждом человеке кроется образ Божий и наше человеческое, общее Богу Отцу сыновство. Часто мы видим лишь человека внешнего, поруганного грехом, тонущего в страстях, и не замечаем того образа Божиего, который скрывается под внешними наслоениями. А именно его мы должны увидеть в человеке и ему поклониться в каждом из наших ближних.

Очень распространенной является ошибка, которая становится причиной многих конфликтов между людьми; и заключается она в том, что мы не принимаем человека таким, каков он есть, а хотим видеть его другим. С нашей субъективной точки зрения тому или другому человеку чего-то не хватает, в чем-то он мог бы быть, или стать лучше. Мы создаем искусственный образ, искусственную схему, и хотим, чтобы окружающие вписывались именно в нее. Однако, а это случается чаще всего, тот, кого мы пытаемся поместить в какие-то рамки, в них не вмещается, и мы начинаем жить в конфликте между нашим представлением о том, каким человек должен быть, и тем, что он есть в действительности.

Необходимо помнить, что Бог любит каждого человека именно таким, каков он есть. Да, Бог ожидает, когда грешник покается, исправится, обратится к Нему; Бог хочет, чтобы каждый человек стал лучше, чем он есть; Бог, как любящий отец, страдает из-за нашего несовершенства, из-за наших грехов, из-за того, что человек оставляет и забывает Его. Но все это не мешает Богу любить человека, еще до того как он обратится, покается и исправится. Великий подвижник благочестия преподобный Исаак Сирин учил, что любовь Бога к человеку не уменьшается даже тогда, когда не встречает взаимности. И примером этому является именно притча о блудном сыне. Несмотря на то, что сын покинул отца, пошел «на страну далечеч», отец продолжает его любить и ждать.

Есть в притче и еще один момент — несмотря на всю свою любовь, отец не навязывает ее сыну, он не применяет насилия, не ограничивает его волю, свободу выбора.

В нашей повседневной жизни очень часто случается так, что родители недовольны своими детьми, считают, что дети занимаются не тем, чем нужно, не слушаются, не проявляют достаточно внимания и заботы. Да, дети должны быть послушны родителям, должны беспокоиться о них. Да, родители несут ответственность за своих детей и в некоторых случаях должны вмешиваться, чтобы помочь, чтоб с высоты своего богатого жизненного опыта указать детям чего они, из-за своей незрелости, не видят. Но родители не должны забывать, что их ребенок — свободная личность, которая имеет право свободно выбирать свой путь, формировать свои интересы, круг друзей. Любовь не должна перерастать в насилие над личностью. Часто мать держит ребенка в строгости, лишает его развлечений, контролирует круг его общения, запрещает встречаться с теми или иными друзьями. Случается, что ради определенных моральных норм верующие родители запрещают детям смотреть телевизор, ходить в кино, гулять на улице. При этом они не всегда могут объяснить, для чего такое воздержание, не дают детям позитивного наполнения жизни, а лишь запрещают те или иные вещи. Следует помнить, что никакое запрещение, никакое ограничение не может стать основой духовной жизни. И только до какого-то момента ребенок терпит, а затем, достигнув определенного возраста, сбрасывает с себя это иго навязчивости, и страшнее всего, что происходит в этом случае — вместе с ним теряет и веру.

В свою очередь и молодым людям следует помнить заповедь Декалога, в которой Господь говорит, что необходимым условием нашего благополучия и земного долголетия является почитание родителей, которое, конечно, невозможно без послушания. Не следует забывать об их жизненном опыте, а более всего о том, что ни один отец и ни одна мать не желают своим детям ничего, кроме добра. Аминь.

Блаженнейший митрополит Владимир.