«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь схиархим. Зосимы в день памяти 70 апостолов (17 января 1999 года)

Слушал я про апостолов. Все скончались мученически, никто нормально не помер. Врачи их там не лечили? Уколы им не делали? Не написано там? Все терпели, все страдали, все болели, всем головы рубили, всех распинали. А они радовались. Они радовались о Христе Иисусе Господе и благодарили за все Бога. И нас, святые апостолы, научите не ныть, не на укол только надеяться, но благодарить за все Бога, во славу Божию!

Ну дает Бог болячку, ну куда денешься? Надо терпеть за грехи наши. Если абортов столько понаделала за жизнь, что, не надо страдать? Или другие грехи – блуд или страшные пороки, или безбожие, или секты различные. Конечно, надо страдать. Только в терпении спасете души ваши. Слушал я про апостолов, как они все терпели. И нас они учат этому святому терпению. Сколько ко мне приходят и спрашивают: «Как спастись?» Думают, сейчас я им целую лекцию буду сидеть читать, такую мудрую рожу сделаю, буду поучать. А я говорю: «А в Евангелии что пишется?» – «А я не знаю». – «Претерпевший до конца, той спасен будет». Вот тебе и вся беседа кончилась. Терпи что ни есть, вот и будешь спасена или спасен во славу Божию. Так и вы, никогда не мудрствуйте лукаво: спасаться, выдумывать что-то, придумывать, в прелесть лезть какую-то. Терпи в жизни все, никогда не ропщи. Что бы ни случилось – за все слава Богу, как всегда вас учу. Сам по этому пути, по мере сил и возможности, стремлюсь идти, и вам всем этот простой, но спасительный путь указую – учитесь этому святому терпению. Слышите часто от меня: не прошу я у Бога ни славы, ни здоровья, ни богатства – оно мне не нужно, это прах все ничтожный. Прошу: «Боже, дай терпения»! Постоянная молитва, постоянный вздох: «Боже, дай терпения». И вы знаете, помогает. Помогает Бог – сам очевидно чувствую. Казалось бы, что-то и терпеть нельзя – возьму перетерплю – и как хорошо… Победителем греха явлюсь. А как потом приятно себя чувствуешь, когда победителем греха ты явишься, победишь диавола. Бесяра тебя искушал что-то сделать, а ты победил его, не сделал этого, наперекор этому бесу пошел. Отошел постыженный от тебя диавол. Хорошо это или плохо? Надо быть победителем? Надо. Все побеждайте!

Дети, не учитесь врать никогда. Кто врет – тот бесу служит. Мы так уже сроднились с этим враньем, что кажется, невозможно прожить без него. А я всегда молюсь у престола Божия: «Прости меня, Господи, лжеца и обманщика». Отец лжи кто есть? Диавол. И кто врет – дети и взрослые – кому служат? Богу или диаволу? Вот и ответили на все вопросы. Прости нас, Господи, лжецов и обманщиков! И себя сами обманываем, сами на себя наводим какую-то запудренность в наших мозгах так, что потом попадаем в крайности, и в погибель даже попадаем. Да сохранит Господь! Никогда не лгите. Лучше пострадать за правду, лучше сказать правду, хоть она и жестокая будет. Ну что ж – правда есть правда. Правда, говорят, глаза временами колет. А если трудно правду сказать – не лги, лучше промолчи тогда. Когда молчишь, никто не поймет, умный ты или бестолковый человек. Как ляпнешь языком, все ясно – дура-дурой или дурак-дураком. Сразу видно человека, ну что тут поделаешь, выдал сам себя. Лучше так: «Положи, Господи, хранение устом моим. Преподобный Федор-молчальник, укороти мой язык окаянный, чтобы он меньше болтал».

Сегодня святой воскресный день, и Господь собрал нас под своды сего священного храма для общей нашей молитвы, для духовного общения, в котором мы все так испытываем внутреннюю потребность. И за эту общую нашу молитву сегодняшнего воскресного дня благодарим Господа. Что Господь нас, священников, вразумил соборно, тихо, мирно, благоговейно предстоять престолу Божию и священнодействовать. И вас Господь сподобил всех быть участниками в совершении таинства литургии. Ведь когда вся церковь молится, особо сильная молитва бывает. Почему мы всегда благодарим Господа за то, что собирает нас не двух, не трех, но множество людей во имя Господне для общей молитвы. За сегодняшнюю литургию Божественную, за радость духовного общения, за молитву о всем мире благодарим Господа.

Особо молимся о тех, которых еще не призвал Господь к вере. О них особенно молиться нужно: «Верные, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их». В молитвах не нужно унывать никогда, крест ни на ком ставить не нужно, что не спасется и прочее.

«Верные, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их». Весь мир сейчас оглашен Словом Истины. И никто не запрещает вам молиться самим и о некрещеных, и о непросвещенных, и об отошедших от Господа, от Матери Церкви. За них простую христианскую творите молитву, особенно за Божественной литургией. Только нельзя некрещеных подавать в алтарь, потому что только о крещеных совершается молитва во Святая Святых – о чадах Церкви Божией. А кто не крещен, не просвещен водою и Духом, не может стать наследником Царствия Небесного, а алтарь есть предвестник его. Потому и не пишут их имена в записочках, а молиться за них должны мы в домашней и в храме в личной молитве. Не гнать из-под палки в церковь, как баба мужика своего гонит: «Иди, молись, постись». И получается не радость, а одно зло получается, и семья распадается. Или мужик Бога познает, бабу начинает в церковь гнать, а та упирается: «Я там ничего не понимаю, чего ты меня гонишь туда?» Не радость, а зло получается. Насильно мил не будешь. А если вы терпеливо будете молиться, не навязывая ничего, какое-то доброе слово скажете, перетерпите то, что свойственно неверующим людям, спокойно перенесете, все во славу Божию перенесете − вот этим терпением и победите врага. И «молитва верных» много может. Придет время – призовет Господь и детей неверующих, призовет и мужей, и жен неверующих, и постепенно, не искусственно – ради жинки или ради мужика, или ради детей, или ради родителей становятся верующими, а самое дорогое – по призванию. Как Господь призовет. Почему самая актуальная суперектения – это о оглашенных, самая современная ектения – о всем мире молитва совершается. А какие глубокие молитвы читает священник у престола в этот момент… Особые, тайноводственные, освятительные молитвы, молясь за весь мир, чтобы никого не оставил Господь. И в тюрьмах, и в ссылках, и на тяжком одре немощи лежащих – всех поминает священник, молясь, чтобы Господь призвал их к вере святой Православной.

Дай, Господи, чтобы мы не унывали в молитве, чтобы не говорили по безумию своему: «Я молюсь, а Бог не слышит меня». Ложь. Лжецы, обманщики перед Богом! Слышит Господь! Не то что молитву – каждый вздох наш слышит, каждый наш помысел Господь знает. И придет время, конечно, и исполнения всего просимого. Научи нас, Господи, терпеливой такой молитве, стабильной. Спокойно к Богу идти, не как спортсмены, дергаться: а результат какой, сколько поднял, сколько пробежал, сколько секунд, сколько минут? Это ложь все, это гордыня человеческая. Так и в духовной жизни: некоторые прочитают сто Иисусовых молитв – какой результат? Да никакого результата не будет тебе. Ты молись спокойно, да и все. Никогда не ждите, как эти спортсмены глупые, результата какого- то. Бог сам даст. Результатом будет итог жизни нашей, кончина наша.

Как на Святой Горе Афонской говорят: подвижник такой-то, не ест, не пьет, по воздуху уже ходит. А старцы улыбнутся и говорят: «Посмотрим, какой конец будет». Тогда о старце Силуане столько было споров на Афоне... Одни говорили – он в прелести, другие – он в святости. Спор был, а старцы мудрые улыбались и говорили: «Посмотрим, какой конец будет, тогда и скажем свое слово». И когда все увидели блаженную поистине кончину старца Силуана, вот тогда Афон весь вздохнул и сказал: «Праведен сей муж был и ушел он в Вечность ко престолу Божию, к лику святых». Вот как оценивали. Так и вы, никогда не надейтесь на результат. А постоянно трудись, трудись, трудись. Падаешь в грех, не унывай: «Ой, упал!»

Ну что ж, упал − куда денешься? Скорей вставай, не лежи в своем болоте вонючем. Поднимайся и вновь иди! Опять будешь падать. И как Христос нас мудро поддерживает – 70 раз на день падаешь, 70 раз вставай, осознавай: «Господи, опять согрешил, опять ляпнул что-то, опять попал в искушение. Прости меня, Господи». Поднимайся и опять иди. Вот таков изо дня в день путь спасительный.

На Новый год в престольный день Владыка служил у нас и говорил: «Новую книгу новогоднюю открыли, 365 листов в ней. Что мы напишем на каждом листочке дня нашей земной жизни, от нас самих зависит. Добро будет – добрая, светлая, ангельская книга будет. Зло будет – бесовская книга будет. От нас самих зависит». От своих дел или прославишься, или постыдишься. Всегда подумай, вечером ко сну отходя: «Господи, а что ж я сегодня в книге своей написал на страничке доброго?» Осознай, оцени себя, подумай о себе. Пять минут всего на размышления отведи, а будет хорошо. Ты будешь понимать, как бессмысленно прошел твой день, и книга добра осталась, к сожалению, пустой. А в книге зла − тьма-тьмущая всего. Самокритично относитесь к своим деяниям, к своему житию.

И дай, Господи, чтобы эта годовая книга жизни нашей все-таки была, по мере возможности, светлой. Следите за собой. За вами, как часто люблю повто- рять, нянек никто не будет заставлять ходить. Сами будьте няньками себе, сами думайте, сами идите к Богу. «Я пришел, а почему на меня не смотрят здесь? Меня должны чуть ли не за ручку водить. Я пришел спасаться». Ну и спасайся на здоровье. Трудись, молись, во славу Божию. Няньку тебе приставлять не будем. На Афоне старец говорил: «Пришли – спасайтесь. Няньки здесь не будет за вами». Все четко и ясно: неси святое послушание, трудись. Святое послуша- ние исполняй как труд для Бога. Пожалуйста, молись – храм открыт. Всех Господь зовет. Вот и путь спасения. А то води, учи его. А чему учить, когда мы сами всему учимся. В том числе и аз грешный. Постоянно ежедневно учусь, все познаю, все открываю.

Вразуми нас всех, Господи, постоянно трудиться. И книгу жизни нашей заполняйте все-таки светлым, добрым. Сядьте, подумайте пять минут о дне прошедшем: «Господи! И там нагрешили, и там нагрешили. А тут все-таки доброе дело сделал – человеку радостно было от меня. Как хорошо я сделал». Хоть ласковое слово сказал – и то как хорошо. Самокритично относитесь к себе, вот вы и будете познавать, что плохо, а что хорошо.

За все хорошее, говорю вам, благодарите всегда Господа. А за плохое: «Господи, не введи меня во искушение, но избавь меня от лукавого». Дай, Господи, бороть диавола, победителем греха явиться. И обязательно не погибнуть в унынии, не быть в отчаянии, в нытье, а всем спастись и всем наследовать Царствие Небесное. Вот самый главный итог жития нашего и бытия земного – наследие Жизни Вечной. Аминь. С праздником сегодняшнего воскресного дня всех вас поздравляю!

Сегодня уже неделя особая − накануне праздника Крещения Господня, называется Неделя перед Просвещением. Особые службы, особые трипеснцы и каноны поются по подобию Великой Страстной седмицы и по подобию предпразднства Рождества Христова. Церковь готовит нас к великой святой ночи Крещения Господня. В древности Крещение и Рождество праздновались одновременно. Почему и службы бывают в эти дни одинаковые почти. Но потом, со временем, Церковь на Вселенском Соборе разделила эти два праздника, и стали Рождество Христово отдельно праздновать, Крещение – отдельно. А смысл служб в Церкви Божией остался один и тот же.

Вот, все я вам рассказал. Завтра служим Сочельник. Ничего ж смотрите не лопайте из скоромной пищи – постный день завтра. А то скажете, что за- были, не помним. Ради смирения Христова пост блюдем в этот день. И пока воды не напьемся иорданской, ничего не вкушаем. Завтра напились водички иорданской, тогда можно кушать постную пищу: узвар, борщ. С елеем кушаем завтра во славу Божию. С понедельника на вторник Крещение, но- чью служим – Христос в полночь пришел на Иордане креститься. И во святом граде Иерусалиме, в Палестине, ночью совершают Великое освящение воды на реке Иордан, где крестился Христос Спаситель.

Помогай, Господи, нам всем праздник Крещения встретить, торжественно быть участниками Иордани святой, и в этом году милости Божией воспеть «Глас Господень на водах» и освятить воду во славу Божию! Храни Господь вас.