«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Проповедь на отдание Воздвижения

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным воскресным днем!

Спаси Господи!

По милости Божией и в сегодняшнее воскресение стоим мы у Креста Господня. Неделю прошлую, в воскресение, мы торжественно праздновали этот великий праздник прославления Креста Господня. И многих из здесь стоящих Господь сподобил быть причастниками этого духовного торжества, этой, действительно, Пасхи второй, когда торжественно Крест Святой был возносим на все четыре стороны света, освящая весь мир силою своею. И глубоко верим, стоя у подножия Креста: Господь и нас, крестоносцев, не оставит Своей милостью, но будет силою Креста Своего защищать нас от всех врагов видимых и невидимых. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его!

Как дьявол ненавидит Крест, как он трясется, трепещет, боится Креста, если мы глубокой верой возлагаем на себя, осеняем себя, освящаем себя Святым Крестом! Крест Святой и нас всегда освящает в жизни нашей земной, до гробовой нашей доски. Крест Святой будет освящать и наши могилки, когда мы будем лежать, уже вечно упокоившись в земельке сырой. Святой Крест над могилкой говорит нам, что здесь лежит крестоносец, который донес свой Крест до конца. Не так, как сейчас, стыдятся на кладбище Крест ставить, какие-то жидовские памятнички, эти пирамидки какие-то ставят каменные! Кому это нужно ‒ поклонение иной вере? Крест должен всегда украшать могилы, и кто эти разные памятнички ставит, тот стыдится Креста своего, а если мы стыдимся Креста, значит, и Бог нас постыдится. Вот об этом всегда надо помнить, никогда не стыдиться носить Крест Святой на себе, никогда не стыдиться, проезжая мимо монастыря или храма, или кладбища перекреститься, осенить себя Святым Крестом. Если мы будем стыдиться Бога и Креста Господня, значит, и Бог постыдится нас грешных на Суде Божием. Никогда стыдиться не надо! И обедать садишься ‒ перекрестись, перекрести пищу ‒ и с Богом кушай во Славу Божию осененное все святым Крестом Господним.

Крестоносцы мы все. Господь нес этот Крест, и сегодня читали нам Евангелие, что всякий несет свой Крест и все мы являемся этими крестоносцами, последователями Христа Спасителя. И дай, Господи, нам духовной силы мирно пронести крест, очистившись от страстей своих, от гадких помыслов, от наглости своей, ибо есть такие наглые люди, что даже стыдно смотреть на них всегда. Дай только Боже, терпения эту наглость человеческую смотреть.

Почему на храмах ставится большой Крест Голгофа? Чтобы мы, издалека взирая на Святой Крест, чувствовали силы, почувствовали помощь. Христос не оставил своего Креста, Он пронес его до конца, до мученической смерти и до славного Воскресения, и нам этот путь крестоношения указует ‒ до конца нести крест, не ослабевая под ним, не ныть, не унывать, но за все Слава Богу! Отче! И всех наших недоброжелателей прости, ибо не ведают, что творят. Но чтобы простил Бог всех наших недоброжелателей, одно условие мы должны выполнить. Какое? ‒ Всем все простить! Если мы не прощаем ‒ бесполезны посты, бесполезно крестное знамение ‒ все бесполезно для злого человека. Никогда Бог таких не будет прощать, запомните. Некоторым нужно подумать, задуматься... А кто кричит: не прощу и все прочее, тот человек уже в аду находится, полностью себя в ад определяет, живьем идет в лапы сатаны. Страшно за таких людей. Подумайте, пока не поздно, одумайтесь и исправьтесь!

Вчера говорил вам о чистоте сердца, и еще напоминаю: непонятен нам Бог, не- понятен Крест Господень для многих, непонятно нам Его спасение, потому что нет чистоты сердца. Где злоба, гордость, ненависть, зависть, подозрительность друг на друга, блуд страстный особенно, который мучает некоторые человеческие существа, ‒ там никогда не будет понятен ни Крест, ни Воскресение Христово, одно язычество только, требоисполнение: открестились, откланялись и пошли во ад ‒ этого бояться нужно. Вот именно, желаю и себ,е и вам всем чистоты сердца и чистоты совести, чтобы вы до глубины сердца познали Евангелие Христово, не умом «рацио», своим глупым этим умишком, мозговым веществом этим серым своим, а чтобы сердце познало и Евангелие, и смысл Страданий, и смысл Воскресения Христова. Тогда будет понятен и смысл христианской жизни. Тогда на твоей морде не будет написано вот это вот безразличие, зло, зависть. Эти блудные глаза вылупит на тебя: какой там Крест? Его там нет и не будет, этого Креста, одна мерзость только в душе, черви злые при жизни еще гложут эту душу человеческую. «Сердце чисто созижди во мне, Боже!» ‒ вот вздох, вот молитва, вот тогда понятен этот Крест. Это не простое дерево будет для нас, а живая благодатная сила и благодатная помощь Креста Господня!

Сегодня отдание совершаем праздника Воздвижения Креста Господня, прощаемся с этим светлым, добрым, радостным осенним праздником, и после святой литургии, после молебна последний раз совершим поклонение Кресту Господню, испрашивая у Креста, чтобы дал Господь нам силу Божественную, осенил, освятил нас и помог и в дальнейшем нашем жизненном крестоношении.

И тогда унесем Крест во святой алтарь. А Распятие постоянно перед вашими очами, Голгофа стоит, внизу голова Адамова. Череп человеческий, омытый кровью Богочеловека, напоминает нам о том, что как первого человека Адама искупил Господь своими Крестными Страданиями, и нас всех искупил Господь Кровью Своей, Крестными Страданиями Своими, и нас всех не лишает жизни вечной и Царствия Небесного.

Всегда напоминаю, чем дорог нам этот Крест ‒ камень вложен в эту Голгофу с нашей русской Голгофы ‒ Соловецких островов, с Голгофской горы, на вершине которой находится Голгофо-Распятский скит. Особые подвижники ‒ монахи, схимники там находились. Старцы предсказывали, что эта Русская Голгофа когда-то омоется кровью мученической. И пришел XX век, действительно, безбожники избрали эту Голгофу, этот скит Анзерского острова сделали нашей русской Голгофой. Десятки тысяч людей были расстреляны и казнены там, жуткий стон, жуткие страдания претерпела наша земля русская от безбожников. Русская Голгофа, русское крестоношение ‒ почему и называется земля русская Святая Русь. Действительно, омытая слезами, кровью, страданиями, покаянием омытая Русь действительно Святая. И этот камень напоминает о той крови, весь обагренный кровью человеческой, кровью святых мучеников, дедов и прадедов уже наших на Соловецком острове. Наверху безбожники расстреливали или живьем привязывали бревно к каждому человеку, толкали вниз, и катился бедный человек по острым камням Голгофы, кровью омывая камни эти, мученически оканчивая житие свое. Где ни копни на Соловецком острове ‒ кругом белые косточки, черепа расстрелянных наших русских мучеников, угодников Божьих XX века.

Вот наше русское крестоношение, наша Русская земля, наше русское терпение страданий. Никто бы, никакой народ такого поношения не выдержал бы, как выдержала Русская земля. Именно чистая, глубокая Православная вера и дала духовные силы народу выдержать это крестоношение. Это только прелюдия была грядущим страданиям и скорбям ‒ предстоит новая Голгофа жутких и страшных времен и страданий, уже перед антихристом. Мы накануне уже стоим этих страданий, накануне очередных репрессий от властей, накануне страданий за веру Православную, за Крест Христов. Опять польется кровь неминуемая, опять страдания, опять слезы. Возможно и нам, грешным, Господь уготовил, некоторым из здесь стоящих, принять мученические страдания за веру Христову ‒ не отступить, Господи, не бросить своего креста жизненного. Взирая на Святой Крест, вздохнем всегда: «Господи, до конца, до последнего издыхания: дай нам, Господи, силы донести, дотащить наш земной крест и обязательно войти через это крестоношение в жизнь вечную и в жизнь радости вечной».

Кричат сейчас некоторые глупые люди: в России будет спасение! Кругом польется кровь ‒ и в Украине, и в России, и в Белоруссии ‒ кругом на Руси эта кровь мученическая польется антихристом, кругом будут гонения, кругом жуткие времена наступят. Здесь у нас побыстрее будет на Украине, потом все пойдет на Россию и на прочие страны, и весь мир будет охвачен жутким богоборчеством. Так что место нас не спасет. Вон в Андреевке, где я служил, поп сдурел на старости лет, всех подурил людей, побросали они свои дома, побросали все ‒ в Россию поехали спасться. А мне звонят из Белгорода: «Что ж такое нашествие от вас, как саранча приехали из Донбасса?» Я говорю: «Простите, это поп подурел, секту свою собрал, людей обдурил, повез их туда спасаться». Сам-то дом купил, есть где жить, а людям где? В монастырь женский свалились ‒ сидят там, да и все. А монашки перепугались ‒ что же делать с этой саранчой Донбасской? Спасаться они поехали... разве мы там спасемся? В Иерусалиме спасемся, если мы туда поедем? На Афоне мы спасемся, если туда выедем? Нигде мы не спасемся, если злые, а если добрые, спасемся и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в простой деревеньке ‒ кругом обретешь спасение, кругом Бог, кругом благодать Божия.

Серафим Саровский куда ездил? Благословил старец его ‒ иди в Саров и там спасешься… Пришел пешком в Саров и до гробовой доски там сидел, никуда не выходил, только в ближнюю и дальнюю пустыньку свою, в лес, и то по благословению, не по своей воле. Не так, как по своей воле бегают эти «шаталова пустынь», из одного монастыря ‒ там спасение, там... Да нигде ты не найдешь это спасение. С печалью посмотришь ‒ такой молодой да дурной ‒ «шаталова пустынь», так и будет шататься, пока не погибнет…

Место нас никогда не спасет, сам убеждаюсь в этом. Ты должен освящать любое место и подвигами, и молитвой, и терпением. Как меня старец благословил «служить только в селах, в город не иди, в городе погибель, там злоба, месть, там нет чистой этой службы» ‒ и ни одного дня не служил, только с архиереем когда приходится побывать вместе, а так все в селах.

Кто знает близко мою жизнь, знает, как из деревни в деревню кочевали, служили ‒ и эти деревни процветали, и дома строили, храмы обновляли. Спасение было там или нет, не знаю, это не нам судить. Я думаю, что спасение кругом, ‒ стремились бы мы к этому спасению во Славу Божию! Так что укрепи, Господи!

Накануне страданий, накануне гонений Господь являет нам чудеса: иконы святые плачут, миро истекает, мощи являются, новые угоднички Божии прославляются ‒ все это Господь нам дает накануне страданий для укрепления нашей слабой веры: «Виждь, осяжи и не буди неверен, но верен». И воскликнул Фома: «Господь мой и Бог мой!» Так и мы подобные Фомы: «Виждь, посмотри, поклонись, поцелуй, почувствуй и воскликни: „Верую, Господи, помоги моему неверию!‟» Аминь.

Со святым праздничным сегодняшним воскресным днем! Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского, одного из любимых святителей земли нашей Русской. Счастливый тот человек, кто имеет его жития его. Говорю всегда: собирайте эти книги духовные в наследие, любите читать. Каждый день выбери время, почитай сядь житие святых дневное, вот тебе будет добротолюбие жизни твоей, назидание. Там и Евангелие, там и Псалтирь, там и Библия в житиях святых, там и история, там Богословие, там самое главное ‒ путь спасения. Читай жития святых ‒ это бесценный труд Димитрия Ростовского! По крупицам собирал сведения святитель Димитрий, все летописи, все древние жития, патерики все собирал и составил чудный свой труд спасительный, переизданный в наше время.

Помню, как мы в безбожное время дорожили этими книгами:где у какой бабки лежит потрепанная книга жития святых ‒ выпросишь, вымолишь. До сих пор вспоминаю этих бабок, записаны у меня в синодик ‒ она же дала мне книжечку старенькую, по которой я учился духовной жизни. Переплетаешь, клеишь, дописываешь, переписываешь ‒ вот какие были времена.

Сейчас дожили, что полностью изданы эти все книги новенькие, золотом обложенные, в руки их даже страшно брать, не насмотришься! 12 книг житий святых угодников Божиих! Читаешь эту красоту ‒ как будто бы они сегодня написаны, такая жизнь трепещет из этих книг! Ведь это же деды, прадеды наши, они жили так же, как и мы, и грешниками были, и тяжкими притом. Взять, например, Моисея Мурина ‒ разбойник, развратник был, но потом ужаснулся о своих грехах, покаялся. Взять ту же Марию Египетскую, царя Давида, царя Соломона, ‒ какие были великие грешники, как каялись, исправляли свою жизнь, обновляли и сподобились лика святых угодников Божиих! И нам, грешникам, указывают этот путь: не унывайте, не отчаивайтесь ‒ покаяние искреннее принесите. Не только здесь стать на колени да пошептать батюшке свои грехи, искренне в жизни своей перемениться, исправиться ‒ вот что требует Господь, требует святитель Димитрий Ростовский и другие угоднички Божии, жития которых являются нам духовным сокровищем и духовным личным наследием.

Вечная книга жизни написана святителем Димитрием. Много заумных книг понаписано, и читаем их, и ничего не понимаем, чокаемся только от них да и все. А простые жития святых... Да что там житие святых, мне давай Нила Мироточивого ‒ я там буду что-то разбираться, познавать! Глупый ты человек, посмотришь, покиваешь головой: ну что сделаешь, ума же не вставишь... Временами говорю: была бы возможность, я бы по частичке ума давал бы, отщипывал бы ‒ нема. Каждому в коробочку Бог свое дал, могу только учить, объяснить, рассказывать, а у вас как об стенку горохом получается. Так что, любите жития святых ‒ это бессмертная книга, это духовное руководство в жизни нашей и в наследии Вечного Царства Небесного.