«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

Заупокойное богослужение в честь 15-летней годовщины со дня преставления схиархимандрита Зосимы.

15 лет прошло с того памятного, скорбного, по человеческому суждению, дня, когда в вечность перешел наш дорогой Отец, основатель двух монастырей: Свято-Успенского Николаевского женского монастыря и Свято-Успенского Васильевского мужского монастыря. Еще задолго до начала заупокойного богослужения, несмотря на сложную ситуацию в нашем регионе, материальные трудности, преодолевая тяжелый путь со множеством препятствий, в обитель стекались люди, движимые пламенеющей любовью в сердце к приснопоминаемому Батюшке Зосиме, чтобы молитвенно почтить день его преставления. Ехали с благодарностью в сердце, храня в памяти Батюшкину отеческую любовь, его поддержку, помощь и душеспасительные наставления. Ехали, чтобы принести молитвенные воздыхания ко Господу о упокоении души Батюшки в селении праведных, а также за утешением в нынешних скорбях и трудностях.

Поминальное богослужение началось накануне вечером с заупокойного всенощного бдения. Во время вечерней службы в обитель прибыли Высокопреосвященнейший Елисей, митрополит Изюмский и Купянский, и Высокопреосвященнейший Варнава, архиепископ Макеевский, чтобы вознести вместе с насельниками и паломниками монастыря молитвы о упокоении приснопоминаемого старца. Парастас, который служили архиерейским чином, возглавлял архиепископ Варнава. В конце парастаса в своей проповеди Владыка говорил о жизненном подвиге Батюшки Зосимы, о плоде его земной жизни — устроении женской и мужской обители с Домом милосердия: «Закваска, которую заложил отец Зосима, она действует и сейчас. Несмотря на искушения, неурядицы, этот корабль плывет — души спасаются. Эта обитель — как образ духовного корабля в пустыни мира, здесь и до сегодняшнего дня совершаются дела милосердия и возносится молитва».

Также Владыка поделился случаем из своей личной жизни, свидетельствующим о прозорливости Батюшки Зосимы: «Когда на одре тяжелой болезни находилась моя мать, мы с Владыкой Иларионом решили хоронить ее на Иверском кладбище г. Донецка. Батюшка Зосима, поинтересовавшись, где я планирую хоронить маму, предложил монастырское кладбище в Никольском. Тогда я сказал ему, что мы уже решили этот вопрос с Владыкой, и про себя подумал, что мне в Донецк удобнее будет ездить на кладбище. Батюшка Зосима тогда сказал мне: „Смотри, пожалеешь об этом“. Я тогда не понял, что он имел в виду, недоумевал — почему я пожалею? Когда начались военные действия в г. Донецке и кладбище заминировали, а в результате обстрела не осталось ни одной целой могилы, я вспомнил его слова... И я сожалею о своем решении, теперь я не могу даже попасть на могилу своей матери».

После окончания богослужения и вечерних молитв по традиции служили литию у часовни Батюшки Зосимы. Во время помазывания святым елеем из лампадки, горящей на гробнице Батюшки, сестры с паломниками пели духовные песнопения, которые он любил при жизни.

29 августа, после утренних молитв и полунощницы, в семь часов утра у часовни-усыпальницы схиархимандрита Зосимы соборно служили панихиду, которую возглавлял архиепископ Варнава. Часовня утопала в цветах — символе нашей любви и памяти о Батюшке. Десятки священнослужителей близлежащих епархий, благодетели обители, духовные чада Батюшки Зосимы и многочисленные благочестивые паломники приняли участие в поминальной службе. Многие не могли сдержать слез, когда все вместе соборно пели «Со святыми упокой» и «Вечную память» дорогому Батюшке Зосиме.

По окончании панихиды в верхнем храме Успенского собора читали часы, затем торжественно служили Божественную литургию. Возглавлял заупокойное богослужение Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, ему сослужили Высокопреосвященнейший Елисей, митрополит Изюмский и Купянский, Высокопреосвященнейший Варнава, архиепископ Макеевский, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский и сонм приезжих священнослужителей Донецкой, Бердянской и Изюмской епархий, а также насельники монастыря в священном сане. Также помолиться о упокоении схиархимандрита Зосимы в обитель приехала настоятельница Свято-Сергиевского женского монастыря игумения Феодосия.

На малом входе наперсными крестами были награждены братия обители, клирик Донецкой епархии иерей Георгий Давыденко был награжден камилавкой. На запричастном стихе сестринский хор пропел песнопение «Кто ны отлучит».

Затем с проповедью ко всем молящимся обратился Владыка Варнава: «В сегодняшнем Евангелии мы слышали такие слова: „Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но восхищен будет“. Он не явится на суд. А апостол Павел говорит: „Все мы не умрем, но изменимся во мгновение ока. И восхищены будем в сретение Господне на воздусе“. Что это означает? Что означает „изменимся“? Ведь кончина земной жизни является рождением для жизни вечной. Она уходит безвозвратно ― жизнь, ее повторить нельзя. Но вот за это время, сколько отпускает Господь здесь, на земле, определяется вечная участь человека: умрет ли он или он действительно изменится и будет восхищен. Придет ли он на суд или он на суд не придет. „Кто слушает словес Моих и верует в пославшего Меня, не придет на суд“, ― говорит Господь.

Как значительны эти слова, и много ли для этого надо, чтобы не прийти на суд? Если посмотреть с мирской точки зрения ― очень много нужно, а с духовной точки зрения ― нужно совсем немного. Так же, как апостол Павел говорит: „Мы ничего не принесли в этот мир, ничего из него не вынесем, ничего с собой не возьмем. Человеку необходимо одеяние, необходима пища в этой жизни, что касается материальной стороны. А вот с духовной стороны ― человеку нужно многое, человеку нужно услышать слово Божие, услышать глас Божий, который призывает нас всех остепениться, измениться, изменить свои мысли, не жить по стихиям мира сего. В этом треволнующем море житейском сколько соблазнов, сколько больших волн, смерчей поджидает человека! Но когда человек приходит в тихую гавань и, кажется, когда приплыл он в эту гавань, зашел, а там ― тишина… оказывается, это волны там где-то, в бушующем море. Но через это нужно пройти любому мореплавателю. Так и человеку нужно пройти через вот это море житейское и избрать себе тихую гавань, где бы можно было безбоязненно, безболезненно пристать и пребывать в тишине и спокойствии. Вот на земле такими гаванями являются монастыри, где волны житейского моря остаются как бы за стенами монастырей».

Подчеркнув таким образом важность роли монастырей в современном мире, архиепископ перешел к слову о приснопоминаемом схиархимандрите Зосиме: «А как нужно отнестись к тем, кто творит монастыри, кто их созидает? Он — слуга Божий, тот, кто созидает монастырь, вот эту гавань обустраивает, чтобы туда приплывали потерпевшие всякие скорби и болезни, и всякие треволнения морские. Добравшиеся до этой гавани, они получают утешение здесь.

Так вот монастырь — это есть гавань. И такой руководитель, который создал такую гавань, как эта — в поле, в равнинной местности издалека виднеется собор, стоит, как исполин ― подобие собора Московского Кремля Успенского, и вот человек этот, этот управитель монастыря, он не увидел этого собора, но он видит теперь, конечно, его и радуется — он построен был после его отшествия из мира сего. И он сказал: „И пусть Патриарх освятит этот собор“. Что за дерзость такая, может ли такое быть, чтобы в это селение прибыл Патриарх? Ведь Патриархи обычно посещают столичные города, потому что за своими большими объемами дел им мало имеется возможности посещать такие укромные места. Но исполнилось! Патриарх прибыл сюда, он был, и благословил, и освятил это место!

Сегодня мы обращаем свои взоры к приснопамятному и приснопоминаемому схиархимандриту Зосиме, основателю этой гавани, этой обители, которая служит спасению душ человеческих, и сюда люди приходят — здесь не пустой колодец — сюда люди приходят, едут отовсюду. И много было нареканий, когда это устраивали, думали, может ли так вот быть, чтобы был устроен монастырь, чтобы там люди прижились, остались. Можно построить монастырь, а людей не будет там. Ведь и такое возможно. А он такой фундамент заложил крепкий, такой прочный фундамент ― такой наказ, а самое главное — личным своим примером. Он сам без остатка весь отдал себя на служение Богу, он не оставил себе ничего ровным счетом — всего себя отдал Богу. Этого не могли не заметить видевшие его и беседовавшие с ним, что он себе не принадлежит абсолютно. Хотя он мог бы иметь всякое. В свое время и архиерейский сан ему мог быть вполне доступен, от которого он уклонился, он сам об этом говорил. Он избрал иной путь — путь близкого контакта с людьми, и он достиг своей цели, потому что всецело был предан этому.

Сегодня мы чтим память приснопамятного схиархимандрита Зосимы. Много противоречивых мнений о нем. Одни говорят, что он немножко как-то нестандартно, может быть, иногда говорил или общался. Другие говорят о высоте его духовной мудрости. И то и другое, наверно, было. Но самое главное — это был стержень, стержень, который в нем был. Тот, который обнял ризу Господню и не выпускал ее из рук. Он принял Господа и не изменил ему ни в чем, он был верен до конца. И в последние его дни, когда он в тяжкой болезни, перенеся тяжелейшие условия болезни, говорил: „Я был там. От меня страх человеческий отлетел, всякое лицемерие ―я уже не хочу этим заниматься, потому что здесь есть чинопочитание на земле… А я был там, я туда хочу“. И однако сознавал и свою немощь, и свое недостоинство. В нем было глубокое смирение, иногда, может быть, прикрытое и незаметное снаружи, но глубокое было смирение. Он мог так смириться, как вряд ли кто-то может в самых тяжелых, ключевых испытательных моментах.

Сегодня мы чтим память о нем. Сегодня свидетельство его трудов земных ― эта обитель и множество иночествующих, спасающихся здесь. Он устроил так, что тут два монастыря: и женский, и мужской. Может быть, в этом даже совершенство какое-то заключается, когда нет исключений каких-то: все могут прийти в эту гавань и все спастись могут.

Поэтому мы сегодня сугубые молитвы возносим об этом человеке, который, безусловно, прожил праведную жизнь. А ошибки... ошибки есть у всех. Господь говорит, что нет человека, который жив был и не согрешил. Это свойственно человеческой природе: совершать ошибки, промахи. Но Господь взирает на тот стержень, который есть в человеке. И вот он этот стержень имел, который был от земли на небо построен. Он никуда не распылялся ― ни вправо, ни влево, вертикальным был. И он подал сугубый пример для всех нас: как нужно молиться и служить Богу. Поэтому мы сегодня сугубо молимся о нем и почитаем его.

Сегодня 15 лет исполнилось от его отшествия, когда он изменился ― перешел из одного мира в другой. И мы уверены, конечно, что он там тоже имеет дерзновение молиться о нас и о своей обители и, наверное, молится. А мы сегодня молимся о нем, чтобы Господь упокоил его душу со святыми, сопричел его с праведными. Господь да упокоит его душу, приснопоминаемого схиархимандрита Зосимы. Вечная ему память!»

По окончании проповеди всех, кто готовился к Таинству, причащали Святых Христовых Таин и своим чередом завершили литургию. В конце литургии с теплыми словами воспоминаний о Батюшке Зосиме к своей пастве обратился правящий архиерей, митрополит Иларион: «Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, Всечестные отцы, дорогие братия и сестры! Апостол Павел нас учит такими словами: „Поминайте наставников ваших, ибо они бдят о душах ваших“. В сегодняшний день мы собрались в святой обители, чтобы едиными устами, сердцем вознести молитву к Престолу Всевышнего по случаю даты сегодняшней, скорбной даты, даты преставления наставника нашего, основателя обители Отца Зосимы. 15 лет спустя, в ночь нынешнего дня, во время чина Погребения Пресвятой Богородицы, в больнице скончался Отец Зосима.

Кто такой отец Зосима? Это человек земной, подобно, как и мы с вами. Человек, который нес послушание вначале родителей своих, после послушание тех, которые его воспитывали, послушание Матери-Церкви, которое она положила на него из сознательного времени, когда он познал Бога. Будучи студентом учебных заведений духовных, а после ―душ пастырем уже в чине ангельском, монашеском чине, он нес это послушание, которое ему повелевала Матерь-Церковь. Мы знаем, что не самые благоприятные времена переживал отец Зосима в своей жизни. Приходилось претерпевать от всех: и от братий, и от лжебратий. И от тех, которые улыбались в глаза, а за глаза говорили совсем другое. И он, как человек, это все понимал, но делал свое дело, дело, которое и не умрет, и не умерло, а есть и будет. Простой человек, облеченный саном, он стал наставником, стал духовным отцом. Стал тем, голос которого слышали и понимали. Иногда это было иносказание, но когда проходило какое-то время, человек видел, что означали те слова, которые говорил Отец Зосима. Это знали и студенты в академии, что он мог сказать по-разному, и знали прихожане, и знали монашествующие. И сегодня, спустя 15 лет после его блаженной кончины, мы снова собрались в храме Божием для того, чтобы исполнить эту заповедь апостольскую, которую нам оставил апостол Павел, сказав слова: „Поминайте наставников ваших“.

15 лет. В мире бывают семьи такие и дети неблагодарные, что забывают, где могилы родителей. За 15 лет бывает всякое. Но такого, как Отец Зосима, духовного Отца, мы не можем забыть. И каждый из нас оставил свое сегодняшнее послушание или попечение, прибыл сюда для того, чтобы еще раз вспомнить мысленно, помолиться, попросить у Бога и у Отца Зосимы дальнейших наставлений, которые необходимы для нашей жизни.

Сегодня очень сложное время. Вот я вспоминаю 15 лет спустя, когда еще последний год или два года последние многие были разговоры. Слушая его повествования или рассказы, или благословения, как-то я думал: ну что? Откуда? Ведь Церковь такая сильная, ведь мы такие единые. Ведь мысленно я не мог себе представить события сегодняшнего дня, а он говорил, косвенно, инда прямо, но говорил! Я помню, особенно последние два года, когда его так болезнь уже связала, что... ― голос Владыки прервался, на глазах выступили слезы,― иногда, слушая его, я думал: наверно, это признаки болезни. А болезнь-то была физическая, но не духовная. Глаза души были у него открыты настолько далеко, что мы сегодня, спустя 15 лет, видим все то многое, о чем сказал Отец Зосима. Мы будем дальше видеть и делать анализ этих слов, этой молитвы, этих предсказаний, которые говорил, будучи живой, Отец Зосима.

Я, как архиерей Донецкой епархии, хочу в первую очередь поблагодарить Преосвященных архиереев, которые прибыли на это торжество― печальное, скорбное, но торжество для нас ― 15 лет блаженной кончины Отца Зосимы. Спаси Господи вас, Владыки, за то, что вы прибыли и вместе с вами мы вознесли свои скромные молитвы к Престолу Всевышнего. Я благодарю и духовенство епархии, не только Донецкой, здесь и Бердянская епархия, и Изюмская епархия. И еще откуда-то люди приехали, я, может, всех не знаю, священники есть из других епархий… Сегодня не просто на Донбасс ехать, сегодня есть препятствия, есть соответствующие неудобства, которые мы с вами переживаем. Но вы прибыли для того, чтобы поставить духовное выше земного. Я благодарю духовных чад, которые прибыли сегодня к Отцу Зосиме для того, чтобы еще раз своими глазами увидеть те места, тот храм, те иконы, тех монашествующих, которые здесь живут, которые несут свой подвиг, очень сложный подвиг в этих условиях, в которых они находятся здесь.

Я хочу всех вас поблагодарить за те добрые, теплые молитвы, которые мы вместе с вами вознесли к Престолу Всевышнего в этот торжественно печальный для нас день. Мы надеемся на молитвы Отца Зосимы, он сегодня среди нас здесь невидимо где-то стоит, может, возле меня даже, и слушает наши слова. Будучи сейчас на могилке, помолитесь усердно, чтобы молитвами всех нас Господь послал на Донбасс Свой благословенный мир. Также поздравляю всех вас с попразднством Пасхи осенней, Богородичной Пасхи, как мы называем праздник Успения Божией Матери. Пусть Она, Та, Которая в молитвах нас не оставляет, всегда покрывает нас святым Своим омофором. А сейчас мы выйдем на могилку к Отцу Зосиме и там вместе помолимся о упокоении его души».

После проповеди под колокольный звон крестным ходом пошли к часовне-усыпальнице Батюшки Зосимы, где соборно была отслужена панихида. После панихиды всем желающим раздавали масло, освященное в часовне Батюшки Зосимы.

По окончании богослужения гостям и паломникам был предложен поминальный обед. За обедом звучало немало теплых слов и добрых воспоминаний о ныне поминаемом нашем дорогом Батюшке Зосиме. От всколыхнувшейся теплой волны воспоминаний гости и насельники то и дело украдкой вытирали выступавшие на глазах слезы, а сердца их переполняла благодарность ко Господу, пославшему нам мудрого наставника и любящего Отца ― основателя нашей святой обители. Царство Небесное и вечная память нашему Дорогому Батюшке!