«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

К 15й годовщине со дня блаженной кончины схиархимандрита Зосимы

Основная тема нынешнего года, которая всколыхнула общественное сознание и вызвала большой интерес — столетие трагических событий, ставших, без преувеличения, поворотным моментом как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории минувшего XX века.

Русской Православной Церковью в рамках Рождественских Чтений был предложен диалог «1917 ‒ 2017: уроки столетия». Одним из основных последствий в результате событий вековой давности стало открытое гонение против Церкви: масштабное изъятие церковного имущества, закрытие монастырей, расстрелы и репрессии. В результате на протяжении дальнейших 70 лет на территории Советского Союза функционировало всего несколько монастырей, до революции же их было 800.

В связи с этим сегодня часто приходится слышать о «прерванной монашеской традиции». На одной из монашеских конференций в Москве схиархимандрит Гавриил (Бунге), богослов и монах-отшельник, который уже много лет ведет жизнь строгого затворника в горном монастыре на границе Швейцарии и Италии, на эту тему сделал интереснейший доклад. Назывался он «Наши предшественники в добре. Современное русское монашество между разрывом и неразрывностью традиции». В результате своего глубокого и обстоятельного анализа он сделал вывод, что несмотря на то, что внешне институт монашества был практически разрушен, всегда оставались такие «иконы» — старцы, которые в своей жизни воплощали идеал истинного монаха. Опыт их жизни заслуживает такого же внимания, как и опыт святых первых веков, потому что «носители Духа», они сохраняли горящим «факел монашеской жизни» и, ведомые благодатью, приготовили в сердцах верующих удивительное возрождение Православной Церкви и монашества после падения коммунистического режима.

Одним из ярких и удивительных примеров такой «иконы» мы сподобились быть очевидцами. Это наш учитель, отец и старец — схиархимандрит Зосима (Сокур). Он был действительно носителем духа истинного русского монашества. Этот год и потому еще особый для нас, что 29 августа исполняется 15 лет со дня его блаженной кончины.

Родившись в тюремной больнице в 1944 году, где его мать находилась в ссылке за религиозные убеждения, он с самого рождения взял на себя крест исповедничества. С молоком матери он впитал живую и непоколебимую веру. Хрупкий и болезненный с детства, он являл исключительную силу воли и непреклонное мужество в хранении своей святыни, которую ему приходилось отстаивать со школьной скамьи. Воспитанный духовными чадами отца Иоанна Кронштадтского (сестра его мамы была монахиней) и выросший на чтении его дневников — книги «Моя жизнь во Христе», которая была настольной в их семье, Батюшка явился духовным наследником православия дореволюционной России.

Встречая на своем пути великих духовников, истинных пастырей, мужественных деятелей Церкви и просто искренне верующих и верных Богу и Церкви людей, Батюшка Зосима благодаря своей любознательности и благоговению, как пчела, собирал по крупицам мудрость и опыт русского православия и монашества! Все то, что украшало храм и Богослужение, наполняло красотой и глубиной церковную жизнь: особенности, традиции, предания и святыни, он собирал и хранил до поры в сокровищнице своего сердца!

Неудивительно, что, исполнившись Духа, Батюшка откликнулся на призыв Божий со всей своей горячностью и искренностью и решил всецело посвятить всего себя служению Богу, Матери-Церкви и народу, приняв монашеский постриг, а затем и священнический сан. И ни трудности и лишения, ни гонения и пытки не смогли уже угасить огня этого «факела монашеской жизни»! Батюшка остался верен себе, своей святыне и Богу! И может быть, за это утешил его Господь и благословил основать великую Обитель, объединяющую в себе более трехсот человек, два монастыря — мужской и женский — и большой Дом Милосердия — Богадельню, где он обрел возможность воплотить все то, что было для его верующего и любящего Бога сердца дорого и свято.

Обитель стала его детищем, а мы имеем счастье быть его наследием.

Батюшка умер очень рано, ему было всего 58 лет, но это лишь потому, что он не просто горел, он был «факелом» среди отступающей тьмы безбожия и безверия советского времени. Отец Зосима жизнью своей показал нам всю красоту и глубину христианского подвига. Весь его путь был исповедническим, жертвенным и пламенным служением Богу, Церкви и каждому человеку.

Никогда он не молился вяло или сухо, всегда это было живое и личное предстояние перед Богом! Каждая служба, совершаемая им, — это было событие! Для него очень важно было объединить всех, зажечь сердца молитвой, выстроить гармонию со всеми молящимися в храме, чтобы едиными усты и единым духом устремлялись горе сердца... Даже тайные молитвы он произносил достаточно громко, чтобы люди могли если не слышать слова, то хотя бы объединиться с ним в едином порыве духа. Для него не было мелочей, особенно если это касалось служб. Если в быту он отличался убогостью и скромностью, то в храме все должно было быть самое дорогое, красивое и великолепное. Он и сам, когда облачался в священнические ризы, из согбенного и скромного, в видавшем виды подряснике, преображался, как бы выпрямляясь, в высокого и величественного!.. И даже выражение его лица из мягкого и улыбчивого становилось собранным и сосредоточенным! Из шутливого, и порой озорного — в очень серьезное, и даже суровое!..

Сердце Батюшки было исполнено любовью и безграничной милостью. Оно было открыто для каждого, кто приходил к нему со своей болью, сомнением или безысходностью. Живая вера и доброжелательность отца Зосимы, его простое обращение, искреннее участие и горячая молитва возвращали людям смысл и радость жизни! Но никогда его любовь не была сентиментальной, а слово обладало такой силой и властью, что очень часто оставляло неизгладимое впечатление в жизни человека. Отличительной чертой нашего Батюшки было то, что, зная всю глубину и ужас человеческого падения и нечистоты, он дарил людям надежду! Он умел прощать и не переставал верить. Он открывал для всех всеобъемлющую любовь и милость нашего Бога и Отца.

Наш Батюшка действительно был «иконой» русского монашества. Наряду с аскетизмом и непрестанным устремлением к Богу, он удивительно и красиво сочетал в себе блаженную простоту и царское достоинство, материнскую любовь и отеческую строгость, проникновенную глубину и детское озорство, глубокое смирение и непреклонную твердость, строгое хранение границ и абсолютную свободу творчества.

Для нас дорог образ Батюшки Зосимы, и мы свято храним наследие, которое доверил он нам! Два основополагающих служения несет Обитель по его завещанию: молитву со всеми уставными особенностями церковной жизни, собранными Батюшкой из разных традиций и уставов, и дело милосердия. Являясь продолжателем древнерусской традиции, Батюшка всегда отличался радушием и хлебосольством, поэтому одним из первых его устроений в созидании Обители был странноприимный дом с трапезной для паломников, где бесплатно предоставляется каждому приходящему ночлег и угощение, и Богадельня — большой Дом Милосердия, где и до сих пор находят кров и уход около ста престарелых насельников. Уходя в Вечность, Батюшка завещал нам неизменно хранить эту заповедь о служении Обители. Поэтому, даже оказавшись в сложных условиях нынешних событий страны, несмотря на все трудности, монастыри несут это служение, упокоевая старость, посещая больницы и детские дома, предоставляя приют беженцам, помогая нуждающимся и просто принимая каждого, кто приходит в Обитель, чтобы обрести мир и утешение.

Батюшка был высокообразованным человеком, хорошо знал историю и был подлинным патриотом своего Отечества. Поэтому великой скорбью и непрестанными молитвами было наполнено его сердце о преодолении раскола в Церкви и национального разделения славянских народов. За его чистую жизнь и горячее сердце Господь многое открывал ему из Своих судеб. Батюшка многое предсказывал нам из того, что сегодня уже происходит в мире и нашей стране. Он считал самым важным в жизни — сохранить верность Церкви! И по своей смерти оставил духовное завещание, в котором особенно увещевает стоять против раскола и автокефалии в Украине и строго держаться Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

На торжественном открытии Международных Рождественских образовательных чтений этого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе отметил: «Мы призваны усвоить уроки минувшего века, ибо, как справедливо было сказано, без живого желания понять собственное прошлое у народа не может быть осмысленного пути в будущее. И главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество — это, по слову Священного Писания, дом, построенный на песке, падение которого — падение великое. Конечно, все в руках Божиих, но вместе с тем каждый из нас призван помнить о личной ответственности и о дарованной ему свободе выбора, последствия которого могут стать движущей силой не только наших личных греховных поступков, но и трагических исторических событий».

Принимая во внимание призыв Патриарха, мы радуемся о том, что нам в жизни была дарована встреча с живой «иконой» истинного монаха и христианина, каким был наш Батюшка — схиархимандрит Зосима (Сокур). Он стал для нас четким ориентиром и вдохновением на пороге великих перемен, чтобы остаться верными своей святыне и не угасить пламени «факела монашеской жизни» и православия.