«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

10 / 23 ноября - память священномученика Прокопия

10 / 23 ноября - память священномученика Прокопия, архиепископа Херсонского и Николаевского и иже с ним убиенного иерея Иоанна Скадовского

Отец Иоанн Скадовский на допросах вел себя с удивительным мужеством и бесстрашием. Не приспосабливаясь к обстоятельствам, таящим в себе смертельную опасность, не ища снисхождения от власть имущих безбожников, он прямо отвечал на вопросы следователя, являл всем своим обликом красоту исповедничества.

— Чем вы занимались перед тем, как вас арестовали в Камышине?

— Ничем определенным я не занимался, существовал на то, что собирал милостыню. Кроме того, мне из Херсона присылали посылки мои бывшие прихожане.

— Чем объяснить, что вы, человек со специальным высшим образованием, занялись сбором милостыни, а не попытались поступить на работу, соответствующую вашим знаниям?

— Во-первых, я стар и болен, и работать мне трудно. Во-вторых, поступив на какую-нибудь ответственную работу, я тем самым должен был бы содействовать утверждению социалистического строя, который враждебен Церкви и в конечном счете преследует задачу ее полного уничтожения. Я как представитель Церкви не считаю для себя возможным содействовать каким бы то ни было образом ее падению.

— Что вы можете сказать по существу предъявленного вам обвинения?

— Мне предъявлено обвинение в ведении контрреволюционной пропаганды. Возможно, что я что-либо и говорил не совместимое с лояльным отношением к советской власти, однако делал я это необдуманно и несерьезно. Конкретных случаев я сейчас припомнить не могу. Бывало, что я рассказывал в кругу своих знакомых антисоветские анекдоты, [но] никакого, однако, ущерба соввласти я этим принести не хотел. Мои представления об идеальном социально-политическом строе не совпадают с идеями, лежащими в основе советской государственности. Добиваться, однако, осуществления своих идеалов путем политического переворота я не считаю для себя возможным. Тот общественный строй, который я считаю идеальным, возможен только при восстановлении в обществе патриархальных отношений. Между тем, независимо от характера тех политических группировок, которые могли бы прийти к власти в случае политического переворота, возрождения патриархальных отношений не произошло бы, и установившийся строй был бы мне одинаково чужд.

— Что вы имеете в виду под идеальным социально-политическим строем?

— Я имею в виду теократическое государство, то есть строй, при котором во главе общества стоит пользующийся неограниченным авторитетом вождь, представляющий на земле волю Бога и сосредоточивающий в своих руках регулирование всех общественных функций. Из исторических примеров наиболее совершенным, на мой взгляд, является государство древних евреев, с его царями и пророками, и их только [царей и пророков] в общественной жизни как представителей высшей Божественной власти.

— Как вы относитесь к дореволюционной России?

— <...> Я люблю Россию в том виде, в каком она существовала до революции, с ее мощью и величием, с ее необъятностью, с ее завоеваниями. Происшедшее после революции дробление России и, в частности, выделение Украины, Белоруссии и т. д. я рассматриваю как явление политического упадка, тем более печального, что для этого дробления нет никаких оснований. Украинцы и русские всегда составляли единое целое. Украинцы и русские один народ, одна нация, и выделять Украину в какой бы то ни было форме из общего целого нет никаких оснований.

— Как совместить ваши утверждения, что вы убежденный христианин — противник насилия, с вашим заявлением, что вы любите Россию в ее старом виде, с ее завоеваниями, то есть плодами насилия, совершенного над целыми народами?

— <...> Не все территориальные приобретения России должны рассматриваться как факты насилия. К такому, например, акту, как участие в разделе Польши, определение насилия применено быть не может. Польша в ХVIII веке представляла угрозу международному спокойствию, и действия против нее России, Австрии и Пруссии являлись актами самообороны, обеспечившими общественный порядок в Восточной Европе. Должен сказать, что теперь, когда Польша не представляет угрожающего международному спокойствию фактора, я являюсь сторонником ее независимости. Если я как русский человек являюсь противником выделения Украины в особое национальное формирование, то выделение из России Польши после революции я, наоборот, приветствую.

— Говоря, что вы любите дореволюционную Россию <...>, что вы можете сказать о внутреннем строе царской России и вашем отношении к нему?

— Лежащую в основе российского монархического строя идею сосредоточения у императора — помазанника Бога, неограниченной власти я рассматриваю как идею положительную. В этом смысле дореволюционный строй в России близок моим представлениям об идеальном общественном строе, и я являюсь его сторонником. Должен, однако, оговориться. Если я являюсь сторонником российской монархии, то это не значит, что я сторонник монархии вообще. Я сторонник такой монархии, в которой монарх является именно помазанником Бога. Такие, например, монархии, как бывшая Германская империя или Испанское королевство, где монархи не помазанники, мне чужды.

Являясь сторонником российского монархического строя, я отнюдь не являюсь сторонником тех извращений и искажений лежавшей в его основе идеи, которые имели место на практике. Я имею в виду подчинение государству Церкви, погоню представителей государственной власти за личным благополучием в ущерб благосостоянию масс, падение национального русского духа и так далее. Эти обстоятельства являются следствием извращений монархического строя и самой монархической идеи как таковой порочить не могут. Строй (монархический) тут ни при чем. Извращения эти являлись результатом исторического падения нравственности в России, приведшей в конце концов к появлению в России враждебных монархии политических течений и образованию антимонархических партий эсдеков, эсеров и так далее, и к свержению монархии революцией.

— Приходилось ли вам высказывать ваши политические взгляды в беседах с вашими знакомыми в Камышине и с кем именно?

— О том, чтобы я высказывал свои политические взгляды кому-либо в Камышине, я не помню, хотя допускаю, что это могло быть <...>. Я мог говорить о церковных делах. Кроме того, я рассказывал некоторые эпизоды из жизни императора Александра III, рисовавшие его как человека с сильной волей и благородными чертами характера, высоко поднявшего за время своего царствования международный престиж и величие России. У меня в последнее время ослабла память, и я не помню многих обстоятельств, относящихся даже к последнему периоду.

(Из протокола допроса в секретно-политическом отделе УНКВД 28 ноября 1934 года. Архив УФСБ РФ по Волгоградской обл.— Арх. № 22319-ПФ, № 5647-ПФ. Л. 87—92, 153, 159.)

28 октября 1937 года тройка НКВД УзССР постановила: архиепископа Прокопия (Титова) и священника Иоанна Скадовского «расстрелять, лично им принадлежащее имущество конфисковать».

23 ноября 1937 года святитель Прокопий и священник Иоанн были расстреляны вместе во дворе тюрьмы и погребены в общей могиле. Место их погребения неизвестно.

Последовательно и тотально уничтожая христиан, безбожная власть, сама того не подозревая, вписывала имена священномучеников в книгу жизни и золотые страницы русской истории.

Протоиерей Николай Доненко. «Наследники Царства». - Симферополь, «Таврида», 2000 г.

В сентябре 1996 г. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви священномученики Архиепископ Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были причислены к лику местночтимых святых Херсонской епархии. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви они были прославлены в лике общецерковных святых.

Архиепископ Херсонский Прокопий является также небесным Покровителем Херсона и всей Херсонской епархии. На архиерейском подворье (ул. Краснофлотская, 1) доныне сохранился дом, в котором проживал Святитель в годы своего пребывания на Херсонской кафедре с 1914 по 1923 гг. Ежегодно в день памяти священномучеников Архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона совершаются торжественные богослужения духовенством Херсонской епархии во главе с правящим Архиереем, при большом стечении верующих, глубоко почитающих этих святых Угодников Божиих.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

И нравом и делами апостолом уподобивыйся, слово истины проповедуя, пострадал еси даже до крове, священномучениче Прокопие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК, глас 1-й

На земли благочестно пожив и мучения за Христа прияв, безбожия тьму победил еси и предстатель у Престола Божия херсонской пастве явился еси, богомудре. Темже тя почитающе, тако вопием ти: от бед избави нас присно твоими мольбами, отче наш Прокопие.

МОЛИТВА

О преславный священномучениче Прокопие, страстотерпче непреодоленный, Архиерею Божий, о Церкви Херсонской ходатаю. Призри на моление нас, почитающих святую память твою. Испроси нам у Господа Бога прощения грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь. Согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия. Моли о нас Господа Бога, да ниспослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадех Православныя Церкве, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милостивый предстателю! Молися за ны ко Господу, да сохранит нас от глада и всяких болезней, и да подаст вся на потребу человекам полезная. Наипаче же да сподобимся молитвами твоими Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Ему же честь и поклонение подобает со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.