«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».

схиархим.Зосима

“Но избави нас от лукаваго…” Молитвы о спасении Руси

Молитвы о спасении Руси



Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да пpиидет Цаpствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!
Ты насади в ней веpу истинную, животвоpную!
Да будет она цаpствующею и господствующею в России,
А не уpавненною с иновеpными исповеданиями и невеpными.
Да не будет сего уpавнения с неpавными,
Истинного исповедания неимеющими!
Истина не может быть сpавнена с ложью
И пpавда веpы с непpавыми исповеданиями.
ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК (Пс. 116,2).

Молитвенное воззвание святого праведного о. Иоанна Кронштадтского. (Созерцательное подвижничество. Выписки из дневника за 1906-1907 гг.)

ПЕРЕСТАЛИ ПОНИМАТЬ русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский"[1]. Эти слова всенародного российского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского как нельзя более злободневны сегодня, когда решается судьба Отчизны. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории.

Горе нам, если под грузом тягот и лишений нынешней смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившихся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за веру и верность, самоотверженность и готовность к бескорыстной жертве.

Тяжко смотреть на разорение державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадтского старца: "Да подумайте же вы, русский народ, трезво, здраво - к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправьтесь... Господи - всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди русское царство с русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют державы Российской инородцы, и иноверные, и инославные! Сохрани целость державы и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою Твоею!".[2]

Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая ко Господу об избавлении от страшной напасти - от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь: "Отче наш!.. Не введи нас во искушение, но ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО...".

Это седьмое, последнее прошение молитвы Господней знакомо каждому христианину. Звучит оно в домашних молитвословиях, возносится под сводами храмов Божиих. Но каждый ли знает, о чем оно? Казалось бы, ответ прост. Лукавый - это дьявол, источник и причина всякого греха и страсти: злобы, зависти, похоти, тщеславия, гордости, ненависти... "В конце говорим: но избави нас от лукаваго, разумея под тем всякие беды, которые в сем мире замышляет против нас враг и против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавителем от них будем иметь Бога, если по нашему прошению и молению Он будет подавать нам Свою помощь", - поучает святой Киприан[3]

Воистину так! Но почему же часто бессильна наша молитва? Почему нередко остаются холодными и черствыми наши сердца? Есть в этом какая-то тайна... Есть. Но тайной она остается только для нас - современных немощных христиан, христиан скорее по имени, чем по духу. Для нас, молящихся об избавлении от своих личных, малых скорбей и соблазнов, устами произнося "избави нас", а на деле разумея "меня, меня"! Эта тайна - тайна церковной СОБОРНОСТИ, когда КАЖДЫЙ молится и просит за ВСЕХ, как за себя.

Мы забыли, что мы НАРОД, русский православный народ, народ Божий, и многие беды наши - личные, мелкие - суть лишь следствия одной великой всенародной беды: безудержного разгула в России безбожия и сатанизма. А мы все будто чужие друг другу. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. И в молитве, и в жизни. И в Церкви, и в миру. Может, стоит оглянуться, прислушаться? Из глубины веков доносится до нас увещевающий глас святоотеческих поучений. "Мы не говорим: "Отче мой, иже еси на небесех - хлеб мой даждь ми днесь, - вразумляет тот же святой Киприан. - Каждый из нас не просит об оставлении своего только долга и не об одном себе молится, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся за весь народ, потому что все мы составляем едино"[4].

Не с того ли, что мы нарушили это всенародное единство, скрепленное смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников, началось наше падение - с высоты Православного Царства в смердящую пропасть разложившейся "совдепии"?

Похоже, пришло все же время покаяния и прозрения. Похоже, Россия допивает последние капли из чаши гнева Божия. Теперь, обладая огромным трагическим опытом десятилетий сатанинского пленения, нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину от лжи, настоящую духовность от лукавой подделки. Так заново учится ходить больной после долгой и тяжелой болезни. Лишь восстановив благодатную преемственность русского религиозно-национального самосознания, можем мы рассчитывать на успешное выздоровление. Иного пути - нет!

В надежде на помощь Божию, осознавая безмерную важность задачи и слабость собственных сил, спешу внести свою лепту в это великое дело. Господи, благослови!

Высокопреосвященнейший Иоанн (Снычёв),
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
(“Самодержавие Духа”)

1 "Православная Русь". 1991, № 9, с. 7.

2 Св. право. Иоанн Кронштадтский. Созерцательное подвижничество. СПб, 1907, с.75, 81.

3 Путь к спасению. М., 1908, кн. IX.

4 Там же, с. 362.

Митрополит Иоанн. “Самодержавие духа. Очерки русского самосознания”. - СПб.: Издательство “Царское Дело”, 1995

Молитва, читаемая за Божественной литургией в Русской Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны

Господи Боже Сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса Един, призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас, се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Ты же, вся ведый, веси, яко неправедно восташа на ны, яко не возможем мы противостати множеству их, аще не Ты явиши помощь нам. Темже грешнии и недостойнии в покаянии со слезами молимся Ти: помози нам, Боже, Спасителю наш, и избави нас славы ради Имене Твоего, да не когда рекут врази наши: Бог оставил есть их, и несть избавляяй и спасаяй их; но да уведят вси языцы, яко Ты Бог наш и мы людие Твои, под державою Твоею всегда хранимии. Яви нам, Господи, милость Твою и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людем Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Сотвори с нами знамение во благо, яко да видят ненавидящии нас и православную веру нашу, и посрамятся и смирятся. Ей, Господи, Боже Спасителю наш, крепосте, и упование, и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающыя; возвесели сердца верных рабов Твоих – защитников Святой Руси о милости Твоей и укрепи нас силою Твоею; востани в помощь нашу и разруши лукавыя советы мыслящих нам злая; суди обидящыя и побори борющыя ны и обрати нечестивое дерзновение их в страх и бегство; православному же воинству нашему, на Тя уповающему, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве погнати и постигнути их и о Имени Твоем победити, а имже судил еси положити на брани души своя за Веру Православную и Отечество наше Русское, тем прости согрешения их и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающым на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Последование Молебных Пений. М. Синодальная Типография. 1879г.)

Молитва о воссоединении Руси

Многомилостиве, Всесильне, Человеколюбче Господи, призри на безмерную скорбь и стенание жителей Новороссии и Малороссии и услыши вопль их, от земли ко Престолу славы Твоея восходящий. Не попусти иноверному и иноземному насилию надругатися над ними и безвинно пролияти кровь чад Твоих, вопиющих в скорби своей к Тебе день и нощь. Се бо приидоша врази наши попрати Веру Православную, и единство народов Святой Руси. Безмерно согрешихом вси мы пред Тобою, Господи, се бо не токмо не защитихом святаго Помазанника Твоего, Тобою Руси дарованного, но и в малодушии и страховании от бесовских слуг не ставши на защиту правды Божией, попустили сыновом нечестия и злобы разделити единый народ наш на племена и уделы о коих ранее и не слыхано было, и попустив нелепым суетным басням их развратити слабые умы и мятежные души. Ей, Господи, в скорби своей исповедуем правду Твою, яко по делом нашим наказуеми есмы и за отступление от взаимныя любве, братского единения, а наипаче от Церкве Твоея Святыя приидоша на ны врази наша заклати ны по грехом нашим. Ей, Господи, прави суди Твои и достойное по делом нашим приемлем.

Но, Владыко Господи, не отрини нас до конца от Лица Твоего, да не до конца погибнем во гресех наших. Твои бо есмы раби, Господи, и в Тебе Едином начало жизни нашея и конец ея. Возставшия на Русь во всей злобе своей не токмо наши врази, но и Твои, Господи. Ищут бо Церковь Твою Святую низложити и разделити, хитон Христов раздрати и надо всею святостию поругатися, несут бо зловерие и разврат безмерный, да низложат и похулят всю жизнь християнскую. Посему молим Тя, долготерпеливе Господи, низложити их Всепобедительною Десницею Твоею, не попустити им до конца надругатися над Церковию и Царством Русским, но да снидут на главу их все коварство и лукавство их, козни их безсильны и тщетны сотвори, да злобою своею потребятся. И да уведят вси языцы, яко Ты еси Бог наш, Бог, еже миловати и спасати ны, и мы людие Твои и в согласии, взаимной любве и единей вере Тебе вси славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веком. Аминь.